Что представляет из себя тротуарная плитка?
От Амстердама до Гарлема. Такой путь вымощен тротуарной плиткой. Дорога проложена сначала 19-го века. Именно тогда голландцы придумали формировать подобие каменных плит из бетона.
Это был не столько полет фантазии, сколько вынужденная мера. Население росло, а с ним города, улицы в них и дороги меж ними. Камней для натуральной брусчатки начинало не хватать.
Бетонная плитка стала выходом из положения и, одновременно, успешной бизнес-идеей. Уже через несколько лет после мощения 20-ти километров от Амстердама до городка Гарлема его пригороде, методикой заинтересовались американцы, за ними – европейцы.
В Россию тротуарную плитку завезли перед революцией. Она поставила крест на дорогостоящей продукции с загнивающего Запада. Однако, несколько площадей столицы и пару улиц вымостить успели. После, стали пользоваться отечественными асфальтом, а то и щебенкой.
О тротуарной плитке вспомнили после падения Союза, в 90-е. За пролетевшее столетие Запад успел расширить ассортимент продукции, создать новые технологии ее производства и укладки. Ознакомимся с современным «лицом» красивых дорог и дорожек.
Описание и особенности тротуарной плитки
С точки зрения состава тротуарная плитка – это цемент, гравий, песок и вода. Для их лучшего схватывания добавляют пластификаторы. Они же способны уменьшить пористость материала, а значит, и его способность вбирать в себя влагу.
Не секрет, что вода разрушает строительные блоки, особенно замерзая в них, расширяясь и приводя к растрескиванию. Пластификаторы же увеличивают морозостойкость плит, уменьшают содержание воды в готовой смеси и делают ее более податливой при формировании тротуарных блоков, которые могут быть сложных форм. Несколько нестандартных дизайнов, ниже.
В роли пластификаторов могут выступать разные вещества, например, минеральные или органические масла, хлорированный парафин, сульфитно-спиртовые смеси. Последние, располагают резким запахом. Однако, в основной массе, пластификаторы не ароматичные и инертны химически, что дает возможность совмещать их с любыми материалами, в том числе и бетонной смесью.
Цемент в тротуарной плитке – основное связующее вещество. От его качества во многом зависит и качество изделий. Порошок должен быть однородного тона, сыпучим, не имея комков и мелкого помола. От чего зависит плотность тротуарной плитки. На даче или тропах уездного парка сгодится и малоплотная плитка. Минимальная нагрузка на тротуары продлит ей жизнь.
Однако, на оживленных «тропах» покрытие из некачественного бетона попросту раскрошится. Наряду с этим, наружно, плиты бывают идентичны. В следующем ролике показано, по каким параметрам распознают качество блоков.
На качество бетона для плит влияет и песок. Глинистые разновидности не подходят. Они вязкие. Песок для плиточного бетона должен быть сыпучим, желательно, кварцевого состава. Кварц – минерал с солидной твердостью в 7 баллов по шкале Мооса. Это делает плиты износостойкими, прочными. Цвет же блокам придают, в основном, красителями. Отсюда следующие радужные композиции.
В качестве наполнителя в производстве тротуарной плитки применяют, обычно, отсевы гранитных пород. В этом-то и был технологический прорыв голландцев. Они сделали натуральный материал, однако не требующий цельных каменных срезов.
Довольствовавшись «отходами» гранитных карьеров, голландцы снизили свою зависимость от натурального сырья, а заодно, и стоимость плит. Их 1-ые экземпляры промышленники страны сделали прямоугольными, похожими на мелкие кирпичики. На фото ниже показана мэрия Гарлема, до которой и вели первую в мире дорогу из тротуарной плитки.
Материал быстро набрал популярность благодаря ряду преимуществ перед альтернативными вариантами. Во-первых, подкупает красота плитки и огромное количество вариантов ее укладки, декора. Во-вторых, на поверхности блоков не накапливается вода. Она просачивается через стыки. В случае, если потребуется перекопать дорогу, плитку демонтируют и еще раз уложат на прежнее место.
Прочие покрытия после снятия приходят в негодность. Удобно работать и с поврежденными участками тротуаров. Треснула плита, ее меняют. Нет нужды вскрывать целые фрагменты. Наряду с этим, выглядит этот ремонт не чета ямочному латанию того же асфальта.
Радует и минимальный нагрев материала в знойный сезон. Укладка тротуарной плитки не приведет к ее расплавлению под солнечными лучами и выделению наряду с этим бензольных соединений. Последние, летучи и вредны для здоровья.
Виды тротуарной плитки
Можно делить тротуарные плиты по цветам, формам, странам-производителям. Однако, качественные параметры блоков отражает. В основном, способ их производства. Он и является основной классификацией тротуарной плитки. Изготовление по технологии вибролитья – быстрый и бюджетный метод.
Формы для тротуарной плитки заполняют бетоном и ставят на трясущуюся основу. От вибрации смесь уплотняется. Остается просушить блоки в печи. В следующем ролике процесс показан наглядно.
Именно вибролитье дает выраженную глянцевую поверхность. Такую можно лицезреть на многих российских улочках, что население считает не к стати. Глянцевая поверхность скользкая, и легко покрывается тонкой наледью. К тому же, вибролитые плиты не назовешь морозостойкими и долговечными. Плотность блоков мала. Добавим к этому неграмотную укладку и получим примерно такую картину.
Вывод: вибролитые плиты хороши для садовых дорожек в южных регионах, однако не нагруженных тротуаров крупных городов Сибири. В последнем случае лучше воспользоваться гиперпрессованными плитами.
Формы с бетоном совмещают с вибрирующими поршнями. К процессу добавляется переменное давление, что приводит к такому уплотнению смеси, которое уже не требует обжига. Гиперпрессованные блоки тверже вибролитых, стойки к морозам и перепадам температур.
Тем не менее, разнообразием цветов и форм хвастаться уже не приходится. Зато, гиперпрессованные плиты можно укладывать на подъезды к домам. Покрытие с легкостью выдерживает движение легкового транспорта, в случае, если оно не интенсивно.
Особняком стоит полимерпесчаная тротуарная плитка. Квадратная, треугольная, или сложной формы, она лишена бетона. Он полностью заменен просеянным и прокаленным песком, который смешан с полиэтиленом, т.е., пластификатором. Смесь нагревают почти до 300°C, добавляя остальные полимеры и красители.
Далее, масса прессуется. Получается материал, лишенный пор. Этот не пропускает и доли процента влаги. Значит, вода не способна разрушать полимерпесчаные плиты. Они не трескаются и не реагируют на морозы, перепады температур. В отличие от гиперпрессованных и вибролитых блоков, нет истирания. К тому же, песочное покрытие легкое.
Производство тротуарной плитки своими руками
Тротуарная плитка своими руками не требует больших затрат на оборудование. Самой дорогой станет бетономешалка. Как правило, берут подержанную. Вибростол для тротуарной плитки многие делают самостоятельно. Автор следующего ролика демонстрирует один из бюджетных вариантов, открывая секреты его изготовления.
Формы для тротуарной плитки стоят районе 70 рублей за штуку. Остается запастись подборочной лопатой, 10-литроваым ведром из металла, полетами для установки на них партий готовой плитки. Пригодятся и резиновые перчатки.
Из сырья закупаем смазку для форм, красители, гранитный отсев, песок, пластификатор и бетон. Марка последнего должна быть не ниже 400-ой. Изготовить в домашней обстановке гиперпрессованные и полимерпесчанные блоки не получиться.
Для них, как раз, необходимо дорогостоящее оборудование, автоматизация линий. Сосредотачиваемся на вибролитых плитах. В начале, смазываем формы для них. Потом, готовим бетон. Следом осуществляем вибролитье. В общем, все по схеме. Хотя, некоторые пользуются формами не имея дна, заливая смесь прямо на дорожки. Доказательство тому – следующие снимки.
Как видно, располагаются умельцы, и формы для плит делающие самостоятельно. Одни применяют доски, другие – металлические элементы. Так что, технология тротуарной плитки может претерпевать изменения, как и ее состав. Хоть из глины блоки лепи. Однако, все это фантазийные варианты для приусадебных участков. Для промышленного изготовления существуют ГОСТы.
Отзывы о тротуарной плитке
Тротуарная плитка как материал собирает лишь положительные отзывы. Всем нравится эстетика покрытия, его экологичность, удобство в укладке и эксплуатационные параметры. Тем не менее, на два лагеря отзывы делят комментарии, касаемые качественных плит, уложенных к месту и реплики о низкопробной продукции. В случае, если низкопробная, еще и не там размещенная, например, на проезжей части, то это двойной повод для возмущения.
По этой причине, знатоки строительного базара советуют обращаться к зарекомендовавшим себя фирмам, соблюдающим снипы. Вариант второй – надеяться лишь на свои силы. Взгляд на собственные творения, обычно, мягче, на риск идешь осознанно.
Приобрести тротуарную плитку важно в соответствии с ее назначением. Как уже говорилось, красивый глянец вибролитых плит к месту в южных садах, однако мало приемлем на широких тротуарах больших сибирских городов.
Нет и особой нужды в гиперпрессованных изделиях на территории дачного участка. Хотя, качества много не бывает. Переплатите, однако нареканий не возникнет. Их, надо сказать, мало и на последнюю новинку базара – светодиодную плитку.
Ее энергопотребление экономично. Блоки выдерживают до -40-ка градусов, не проницаемы для пыли и влаги. Ноу-хау идеально для нижней подсветки территорий. При работе по 8 часов в сутки блоки способны прослужить около 20-ти лет. Выглядит новинка так:
Днем светодиодная плитка почти неотличима от обычной, с которой легко комбинируется. Правда, стоит новинка на порядок дороже. Сейчас купить тротуарную плитку в туле можно обратившись напрямую на завод изготовитель «Звездный»